Вот тут: http://www.trenersovet.ru – долго разбирался вопрос (к сожалению, прямой ссылки нет, так как вопрос обсуждался в т.н. закрытой части форума) о сроке действия лицензий на ПО Microsoft (и не только, кстати). Вопрос, который очень часто нам задают партнеры на тренингах, клиенты на мероприятиях и, так сказать, в приватных беседах. Срок действия лицензий на программное обеспечение компании Microsoft и не только – действительно ли лицензии могут носить бессрочный характер, в каких случаях этот срок ограничивается 5 годами и так далее.
Суть проблемы: правообладатель (не будем показывать пальцем) громогласно заявляет о бессрочном характере лицензий на производимое им ПО.
Вдумчивые партнеры, а особенно клиенты, чтящие не только Уголовный, но и Гражданский Кодекс РФ. И не только чтящие, но и читающие, доходят до статьи 1235 этого самого ГК РФ и часто впадают в ступор. И есть от чего:
ст. 1235 ГК РФ.
4. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.
То есть, получается, что по закону срок действия лицензионного договора так же привязан к сроку действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (мама, почему я не стала юристом? :) ). Что говорит Гражданский Кодекс по этому поводу? А вот что:
ст. 1230 ГК РФ. Срок действия исключительных прав
1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение определенного срока, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока устанавливаются настоящим Кодексом.
Честно говоря, бегло проглядев всю IV часть ГК РФ, не нашла нигде конкретного указания срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности - все определяется в итоге государственной регистрацией этого права (тот самый copiright, кстати, с указанием срока действия).
То есть, получается, что если в лицензии срок действия этой самой лицензии указан (пусть даже и как бессрочный – неважно, это все равно считается за указание срока действия лицензии), то норма в 5 лет применена быть не может. Теперь осталось найти указание срока в лицензионных соглашениях и документах, их заменяющих…
Вспоминаем лицензирование ПО Microsoft: в зависимости от канала поставки взаимоотношения конечного пользователя и Microsoft, а также права на использование программных продуктов регулируются разными документами:
1) Коробочные продукты: лицензионное соглашение (представленное файлом EULA.TXT) считается заключенным между конечным пользователем и компанией Microsoft. Срока действия соглашения, явно указанного, найти не удалось.
2) OEM-лицензии: здесь правила игры описаны в двух документах, предназначенных для разных лиц. Сборщик систем, вскрывая упаковку в ОЕМ-версией ПО, соглашается со всеми без исключения положениями System Builder License (здоровенная наклейка на каждой коробке с ОЕМ-версиями ПО с текстом. набранным мелким шрифтом). Тут нам срок действия этих взаимоотношений, собственно и не важен. А вот конечный пользователь заключает в данном случае соглашение не с Microsoft, а со сборщиком, который продал ему оборудование (ПК или сервер) с предустановленным ПО. И соглашение это – тоже EULA – End User License Agreement. Прямого указания на срок действия лицензии также не обнаружено.
3) Корпоративные лицензии: EULA.TXT здесь не применяется, так как регулируют все взаимоотношения здесь договор клиента с MIOL (Microsoft Ireland Operations Limited – юридическое лицо, от имени которого в нашем регионе действует корпорация Microsoft), лицензионное соглашение по одной из программ корпоративного лицензирования, документ “Права на использование продуктов Microsoft” (Product Use Rights, PUR) и Product List (PL, Список продуктов). Ни в одном из этих документов срок действия лицензий прямо не указывается.
Если же соотнестись с ГК РФ, то получается, что срок либо должен быть определен в лицензионном соглашении (или в документе, к нему приравненном), либо принимается равным 5 годам, но не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Неопределенным срок может считаться, если в соглашении (лицензионном договоре) не сказано вообще ничего о том, сколько времени будет действовать этот лицензионный договор.
Таким образом, лицензионный договор с явным указанием на бессрочность будет действовать до тех пор, пока действует исключительное право на результат интеллектуальной деятельности у правообладателя. А договор, в котором нет никакого определения срока вообще – 5 лет, но не дольше, чем у правообладателя сохраняются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности (если у последнего срок дейстия этого самого исключительного права истекает, скажем, через три года, то и срок действия лицензии будет не больше трех лет). А вот если в договоре указан бессрочный характер лицензии, то он опять же не может превышать срока, в течение которого действуют исключительные права у правообладателя.
Все хорошо, думаете вы? А вот как бы и не так! На этом этапе разбирательства комментарий от коллеги-тренера: “Начал вдумчиво перебирать вопрос - чуть не запил.” И есть от чего, собственно.
Ответ, полученный от лицензионной группы российского офиса Microsoft, гласит, что лицензии, приобретаемые по корпоративным соглашениям (OLP, OV, OVS…) регулируются законодательством ИРЛАНДИИ. И действительно, в корпоративных соглашениях есть вот такой пассаж:
“d. Право, применяемое к настоящему соглашению. Настоящее соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Ирландии. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. к настоящему соглашению не применяется.”
Вы тоже задумались, как это в России и вдруг действие законов другого государства? А дело в том, что в российском праве (как и в других странах) устанавливается примат международного права. Означает это, что если есть противоречия между международным договором и национальным законодательством, применяется международный договор. А также, в соответствии все с тем же ГК РФ.
ст. 7 чч.1,2 ГК РФ "Гражданское законодательство и нормы международного права":
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Из этого следует, что для договоров купли-продажи (важно! не для авторского права) соглашения могут регулироваться законодательством другого государства. В сфере же авторского права будут действовать положения международных законодательных актов, в то же время в соглашении между заказчиком и MIOL прописывается действующее закнодательство - законодательство Ирландии. А в соответствии с ним все лицензии в рамках такого договора носят бессрочный характер. Точнее, принимают таковой с момента их оплаты в полном объеме.
Sic!
Но открытым остался вопрос с коробками и OEM-лицензиями. Вот они-то, поскольку регулируются нашим родным законодательством и не содержат в EULA прямого указания на срок действия таких лицензий и подпадают под то самое положение про то, что такой срок считается равным пяти годам (но не больше, чем действуют исключительные права правообладателя). Но и тут не все плохо. Дело в том, что это положение, равно как и все остальные положения IV главы ГК РФ действуют с 01.08.2009 01.01.2008 – с момента вступления этой главы в силу и для соглашений/договоров, заключенных, после этой даты.
Устанавливается это в соответствии с вот этим нормативным актом:
Закон О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 202-ФЗ, от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
Статья 5
Часть четвертая Кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
Для соглашений, заключенных ранее 01.08.2009 01.01.2008 (внимание!) возможно самостоятельное установление срока налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 23 июня 2006 г. № 03-03-04/1/542. Но это относится только к постановке на учет и сроку эксплуатации. А вот с правом использования, то есть со сроком действия лицензионного договора все еще не очень прозрачно. Продолжаем изыскания.
Dixi, как говорится.